Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Контроль за состоянием шатунных болтов

Контроль за состоянием шатунных болтов

Шатунный болт - одна из наиболее напряженных и ответственных деталей движения, особенно у четырехтактных дизелей. Обрыв шатунного болта может вызвать крупную аварию дизеля.
В четырехтактных дизелях шатунные болты испытывают знакопеременную нагрузку. Это объясняется тем, что рабочий цикл у четырехтактного дизеля осуществляется за четыре хода поршня; один из них насосный, когда действуют только силы инерции движущихся масс. В двухтактных дизелях знакопеременная нагрузка в шатунных болтах отсутствует, так как рабочий цикл осуществляется за два хода поршня, когда насосный ход поршня отсутствует. Значит, нет действия сил инерции, растягивающих болт, а газовые силы превосходят действующие силы инерции движущихся масс деталей движения.

\r\n
\r\n

Надежность работы шатунных болтов зависит в основном от конструкции, качества изготовления, монтажа и, наконец, от качества материала. Шатунные болты изготавливают из прочных легированных сталей (40Х, 40ХН, 38ХМ).
Для шатунных болтов характерны следующие дефекты: остаточная деформация (удлинение), срез ниток резьбы, вмятины, забоины, скручивание, трещины, ослабление гаек на резьбе и посадки болтов в отверстиях головок шатунов. Их заменяют при наличии трещин, сорванной резьбы, вмятин, забоин, а также остаточной деформации свыше (0,1-0,2%) первоначальной длины болта. Шатунные болты четырехтактных дизелей заменяют (независимо от их состояния) после наработки ими определенного числа часов (6х1000000):n, где n - частота вращения, об/мин. Шатунные болты двухтактных дизелей при отсутствии дефектов могут работать неограниченное время.
При задирах поршней во втулках, перегреве подшипников и работе дизеля вразнос шатунные болты заменяют независимо от их состояния и срока службы.
В практике могут встретиться и другие дефекты: тугое проворачивание гайки, забоины на резьбе, риски, задиры и забоины на посадочных поясах болта. После устранения этих дефектов болты можно использовать в эксплуатации.
Если гайка туго идет по резьбе, следовательно, она оказалась с другого болта или резьба "потянута". В первом случае необходимо найти штатную гайку, во втором - резьбу притереть гайкой на алмазной пасте.

\r\n


Забоины на резьбе устраняют надфилем с последующим притиранием резьбы.
Риски и задиры на посадочных поясах болта устраняют алмазным бруском с последующим полированием наждачным полотном.
Для внешнего осмотра болтов используют лупу с не менее чем пятикратным увеличением. Трещины в болтах выявляют с помощью магнитной дефектоскопии, рентгено- и гаммографии, резьбу проверяют резьбомером или калибром.
Чтобы выявить остаточную деформацию шатунного болта, микрометрической скобой измеряют его длину.
В процессе монтажа шатунные болты не должны свободно или туго входить в отверстия нижней головки шатуна, допускается применять свинцовую кувалду.
Четыре болта затягивают в шахматном порядке. Если после затяжки шатунного болта отверстие для шплинта не совпадает с прорезями корончатой гайки, ее следует повернуть в сторону натяга так, чтобы отверстие совпало с прорезью. Применение шплинтов несоответствующих размеров, бывших в употреблении или самодельных, запрещается. Результаты замеров длины болтов до затяжки гаек и после нее заносят в формуляры дизеля.
Удлинение шатунных болтов контролируют при проведении среднего и капитального ремонтов дизеля. Данные измерений заносят в таблицу. Работа завершается составлением таблицы по результатам измерения, определением удлинения болтов, заключением о пригодности болтов к дальнейшей эксплуатации.

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n